Не редкостью стало желание орчан вернуть назад в магазин свою покупку. Увы, осуществить такой поступок не всегда получается беспроблемно. Наверняка ваши друзья с уверенностью скажут, что «по закону» вы вправе вернуть что угодно в течение 14 дней с момента покупки, и добавят при этом, что «покупатель всегда прав».
Но, если вы знакомы с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее Закон) и следуете его предписаниям, то понимаете, что покупатель прав только тогда, когда он прав. Не знакомы? Давайте разбираться вместе.
При обращении о возврате\обмене товара нужно иметь паспорт (загранпаспорт, военный билет) и кассовый или товарный чек. Если у вас нет документа, подтверждающего покупку, то подойдут показания свидетеля, присутствовавшего при акте купли-продажи.
Возврат товара надлежащего качества
Бывает так, что покупаешь подарок, а он не нравится адресату, или придешь домой с новым телефоном, начнешь его осваивать, а в нем не хватает нужных функций. Многое бывает.
Согласно 25 ст. Закона вы имеете право в течение 14 дней на обмен товара на аналогичный, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации и не был в употреблении, а также сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Но деньги вам вернут только при отсутствии аналогичного товара в день обращения!
Возврат денежных средств осуществляется либо сразу, либо в течение 3-х дней. Во втором случае вам должны выдать «акт о возврате товара», который хранится у вас до получения денег.
По Закону возврат/обмен не распространяется на продовольственную продукцию и на некоторые непродовольственные товары
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
ПОДЫТОЖИМ. ЕСЛИ ВЫ КУПИЛИ, НАПРИМЕР, ФОТОАППАРАТ, НО ПО КАКОЙ-ТО НЕЯСНОЙ ПРИЧИНЕ ОН ВАМ НЕ ПОДОШЕЛ (ХОТЯ, ПРЕТЕНЗИЙ К ЕГО РАБОТЕ НЕТ) И ВЫ РЕШИЛИ ВЕРНУТЬ ЕГО ОБРАТНО, И ЗАБРАТЬ ДЕНЬГИ… НЕ СЛИШКОМ НА ЭТО РАССЧИТЫВАЙТЕ. ФОТОАППАРАТ ПОПАДАЕТ ПОД КАТЕГОРИЮ «ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ ТОВАРЫ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НА КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ: ФОТО- И КИНОАППАРАТУРА» И ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕФЕКТА ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ НЕ ПОДЛЕЖИТ.
Разумеется, вы можете давить на «закон», всеобъемлющую правоту покупателя, устроить истерику или поговорить «по-человечески», или прибегнуть к прочим неочевидным методам возврата, но даст ли это тот результат, которого будете добиваться – не факт. Более того, если дело дойдет до суда, вы должны понимать, что ваша правота как покупателя далеко не всегда будет оправдана.
Поэтому лучше всего перед покупкой хорошо подумать, что именно вы хотите приобрести, какого цвета, размера и характеристик, чтобы потом не попадать в неловкую ситуацию и не ставить в это положение других.
Возврат товара с дефектом
Согласно Закону, при обнаружении в приобретённом товаре дефекта, вы вправе возвратить его продавцу, потребовав за него свои деньги, замену на качественный, безвозмездное устранение недостатков или уменьшение покупной цены.
Это касается и бракованных технически сложных товаров, и испорченных продовольственных товаров. Также можете требовать полного возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В 19 ст. Закона говорится о том, что при отсутствии гарантии вы можете предъявить указанные требования в «разумный срок», но в пределах 2-х лет. На гарантийные товары потребитель имеет право предъявить продавцу свои претензии в течение срока гарантии или годности.
Срок возврата денег, уменьшение цены и возмещения убытков – 10 дней, замены товара – 7-30 дней, ремонта – до 45 дней.
На товары, приобретенные через Интернет, по акции или скидке, действуют те же самые правовые нормы!
Вам отказали?
Официальным отказ считается не на словах, а в письменном виде. Для этого и вы должны составить письменно заявление-претензию в 2-х экземплярах в свободной форме: кому вы его адресуете (директору магазина), от кого заявление (Ф.И.О., адрес, телефон), дата покупки и товар, суть претензии (подробное описание дефектов и неисправностей), конкретное требование решения (возврат денег, снижение стоимости, обмен и т.п.), подпись и число. К экземпляру «для магазина» прикрепите ксерокопию чека и гарантии.
При заверении такого заявления магазин должен принять исправительные меры в течение 10 дней. Если по какой-либо причине, сотрудники не принимают документ, то их экземпляр вышлите заказным письмом. А день отправки станет началом срока принятия решения об исправительных мерах. В исключительных случаях, когда дело доходит до суда, это принесет вам 100% победу.
Будьте вежливы и терпеливы, но не бойтесь сказать и о том, что знаете свои права и знакомы со службой Роспотребнадзора. Мы искренне верим, что вы не столкнетесь с проблемой возврата или обмена, но если так всё же случится, желаем вам успеха. Однако помните: удача любит подготовленных.
Текст: GURU Фото: Pixabay.com