Ситуация с дорогами в Орске изменилась в лучшую сторону. За 2 года в городе отремонтировано немало дорог. Но все-равно ямы и колдобины на проезжей части не редкость. Эти советы помогут безопасно проезжать ямы.
Многие водители знают, что перед ямой нужно снизить скорость, притормозить. Но тормозить нужно правильно.
Ошибки при торможении. Не заметив колдобину заранее, водитель начинает тормозить прямо перед ней. При этом на автомобиль действуют силы инерции. А поскольку передние тормоза «схватывают» при торможении раньше задних, передняя ось машины нагружается, а задняя - напротив. Из-за этого движущийся автомобиль клюет носом, принимая удар без действия амортизаторов. Намертво зафиксированное тормозным механизмом колесо со всей силы ударяется о неровность, вместо того чтобы проглатывать ее. Из-за этого энергию столкновения получают остальные узлы и элементы ходовой. Результат бывает такой: пробиваются шины, мнутся диски, ломаются узлы подвески.
Поэтому, завидев яму, нужно разгрузить переднюю подвеску. Для этого необходимо притормозить перед подъездом к яме, а затем отпустить педаль тормоза. При этом передние амортизаторы сначала сожмутся, а после «клевка» машины произойдет обратный процесс – амортизаторы «раскроются», и автомобиль переедет яму с наименьшей нагрузкой на переднюю ось.
Работаем рулем. Если яма, например, находится на траектории движения правого колеса, то его необходимо разгрузить, т. е. выполнить ряд действий рулем. Сначала нужно на несколько сантиметров сместить автомобиль влево и тут же вернуть его обратно. Таким образом, сначала правое колесо загружается, а затем, при возврате авто, оно разгружается. В таком состоянии колесо и «перелетает» через яму с небольшим ударом. Помните, что эти действия будут безопасными только при отсутствии соседей по потоку. А поворот руля и степень нажатия на тормоз должны соответствовать скорости движения автомобиля. При больших скоростях движения рулем должны быть минимальными – 1-2 см. В любом случае, желательно потренироваться, чтобы все это уметь делать на практике.
Если же вы заметили препятствие слишком поздно, то лучше нажать не на тормоз, а на газ. Машина при этом «присядет» на задние колеса, расслабив передние подвеску и амортизаторы. Притормозить стоит лишь тогда, когда передние колеса минуют неровный участок. Ни в коем случае не стоит тормозить, отжимая при этом педаль сцепления – независимо от погоды или дорожных условий. Потому что колеса нагружаются неравномерно и легче блокируются. А вам нужно избежать блокировки колес. В автомобилях, оснащенных ABS, достаточно просто нажать на тормоз. А вот на машинах, не оснащенных такой системой, нужно быть предельно внимательным.
P.S. Наши советы пригодятся при движении по дорогам с небольшими ямами. Если на пути попадется огромная яма с острыми краями, эти рекомендации не помогут. Такие ямы по возможности лучше объехать.
Если вы пробили шину или повредили подвеску автомобиля из-за ямы, ущерб можно взыскать через суд (в случае, если яма превышает размеры, предусмотренные ГОСТом 50597-93). Как это сделать, смотрите здесь
Удачи на дорогах! Кучеренко Н., редактор Автораздела