Безопасную дистанцию предписывают соблюдать Правила дорожного движения. Но в п. 9.10 ПДД нет конкретных параметров: "Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».
Есть методы ещё с советских времен, помогающие рассчитать дистанцию во время вождения.
Делим скорость пополам
Чтобы определить безопасную дистанцию на сухой дороге, нужно делить скорость движения надвое. То есть, при скорости 60 км/ч - безопасная дистанция 30 метров, едешь 100 км/ч - дистанция 50 метров, и т. д. При дожде сцепление шин с дорогой снижается примерно в 1,5 раза, а зимой - в 2 раза. Поэтому зимой и в ненастную погоду дистанция должна быть в полтора-два раза больше. В темноте водитель видит только то, что освещают фары и задние габариты машины впереди. Поэтому ночью дистанцию тоже нужно держать большую. Это советы для езды по загородным шоссе. В городе оптимальная дистанция – 2/3 кузова транспортного средства.
"Правило двух секунд"
Но эти расчеты приблизительные. Глазомер у каждого водителя разный. Поэтому есть ещё "правило двух секунд". Нужно заметить место, которое проехал автомобиль впереди, и сосчитать до двух. Если за это время вы проехали ориентир - дистанцию нужно увеличить.
Почему нужно учитывать именно две секунды? Давно установлено, что среднестатистическому водителю требуется 0,8 секунды на принятие решения и еще 0,2 секунды - на удар по тормозам. А ещё одна секунда - это время для нерасторопных водителей.
Это правило предусмотрено только для сухой дороги. На мокрой дороге нужно применять "правило трех секунд", а зимой - 6 секунд. Расстояние до полной остановки на скорости 100 км/ч равно примерно 70 метрам: 40 метров - средний тормозной путь легкового автомобиля, и 27,77 метра - путь, который автомобиль проходит на 100 км/ч за 1 секунду (время реакции водителя на принятие решения).
Боковая дистанция
Безопасный боковой интервал при движении по шоссе должен равняться примерно половине ширины машины. В городе он может быть меньше. Следует всегда держаться в середине своей полосы. Правило бокового интервала применимо не только к машинам, но и к мотоциклам. От велосипедистов и пешеходов стоит ехать не ближе чем в полутора метрах.
Удачи на дорогах! Кучеренко Николай, редактор Автораздела