В 2022 году было много изменений в законах, касающихся водителей: техосмотр, ОСАГО, медосвидетельствование и др. Некоторые нововведения были направлены для сглаживания последствий кризиса.
ОТМЕНА ТЕХОСМОТРА
Освобождены от обязательного техосмотра владельцы личных легковых автомобилей и мотосредств, которые не используются в коммерческих целях. Они могут проходить технический осмотр по собственному желанию.
Теперь техосмотр обязателен для владельцев личных авто только в следующих случаях:
- при постановке на учет транспортного средства возрастом старше четырех лет;
- при смене владельца ТС возрастом старше четырех лет;
- при изменении конструкции автомобиля или при замене основных агрегатов.
Техосмотр НЕ ОТМЕНЕН для автомобилей такси и иного транспорта, предназначенного для коммерческих перевозок пассажиров и багажа, а также служебного транспорта. Для такого транспорта процедура ТО и сроки не изменились.
С 1 марта 2022 года появился штраф за отсутствие техосмотра составляет 2000 руб. (ст. 12.5, ч. 1.1 КоАП РФ).
Снижены требования, предъявляемые к машинам при техосмотре: не нужно предъявлять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. Не проверяется больше уровень шума, исправность стеклоомывателя. И также добавился ряд обязательных для проверки параметров: герметичность систем впуска и выпуска двигателей внутреннего сгорания.
ОСАГО ПОДОРОЖАЛО
Снова расширен коридор тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Коридор расширился на 26% вверх и вниз.
- Для физлиц и ИП базовый тариф составляет от 1646 до 7535 рублей.
- Для такси - от 1490 до 15756 рублей.
- Для легковых автомобилей юрлиц от 852 до 5722 рублей.
Страховщики заявляют, что это сделано для дополнительного стимулирования дисциплинированных водителей и чтобы призвать к порядку виновников ДТП. Но фактически стоимость полиса ОСАГО увеличилась для всех. Особенно это затронуло таксистов и молодых водителей. Так как повысились коэффициенты стажа и КБМ (коэффициент безаварийности). Виновникам ДТП полис ОСАГО обходится теперь в 2-3 раза дороже.
С 1 октября 2022 г. в правилах ОСАГО появились нововведения.
Страховые компании смогут узнавать об изменении номера машины из автоматизированной системы без участия автомобилиста. Раньше при смене номера владелец в течение 3 дней должен был сам сообщать об этом
Владелец полиса ОСАГО при продаже своего автомобиля обязан письменно уведомить об этом страховую компанию.
Отменена обязанность участников ДТП записывать фамилии и адреса очевидцев, а также указывать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии.
Страховщики теперь обязаны ознакомить потерпевшего в ДТП с результатами независимой технической экспертизы или оценки автомобиля без подачи им заявления, которое раньше было необходимо.
Потерпевшему в ДТП по страховке будут возмещать средства, потраченные на отправку страховщику предусмотренных Правилами ОСАГО документов. Их включат в перечень расходов, подлежащих возмещению в пределах страховой суммы.
ПРАВА ПРОДЛИЛИ НА 5 ЛЕТ
Водительские права, срок действия которых истекает с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, можно пока не менять. Правительство продлило срок их действия на 5 лет. Например, если ваши права действительны до 31 декабря 2022 года, то менять их не нужно, а можно ездить с ними до 31 декабря 2027 года.
Также 1 сентября 2022 г. добавилось 9 новых программ переподготовки водителей. Например, теперь, имея категорию «А», можно пройти сокращенный курс переподготовки на получение водительских прав категории «В».
В программы включены вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией ТС, оснащенных автоматизированными системам управления, а также электромобилей. Сократился объем выполнения упражнений на автодроме, но увеличилось количество часов, отведенных на вождение в реальных условиях. Добавилась учебная езда на автомагистралях.
Действует новый порядок обязательного медицинского освидетельствования водителей. При возврате прав после лишения за пьяную езду водителям предусмотрены более глубокие исследования на предмет наличия алкогольной и наркотической зависимости. Медсправка теперь оформляется на обновленном бланке.
БЕЗОПАСНОСТЬ
До 1 февраля 2023 года правительством объявлен мораторий на оснащение автомобилей системой вызова экстренных оперативных служб на место ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС».
До этой же даты снижены требования к активной и пассивной безопасности вновь выпускаемых отечественных автомобилей. Включая возможность продажи машин без антиблокировочной тормозной системы, подушек безопасности, преднатяжителей ремней и со сниженными экологическими требованиями.
ЗА ВЫЕЗД НА ВСТРЕЧКУ - В ТЮРЬМУ!
За повторное в течение года управление транспортным средством водителем, лишенным прав, ему грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей, либо обязательные работы от 50 до 200 часов (ст. 12.7 КоАП РФ, часть 4)
Если рецидивист продолжает садиться за руль, то в следующий раз он привлекается уже к уголовной ответственности по новой статье 264.3 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 150 тысяч рублей, максимальное — лишение свободы на год. Если же попался водитель, лишенный прав по статье 264 УК РФ за совершение ДТП с тяжело пострадавшими или погибшими, минимальный штраф составит до 200 тысяч, а максимальный срок лишения свободы — до 2 лет. Плюс лишение прав на 3 года.
Еще одно нововведение - уголовная ответственность за значительное превышение скорости (более чем на 60 км/ч) или выезд на встречную полосу в том случае, когда водитель уже привлекался к административной ответственности в виде лишения прав за аналогичные нарушения, совершенные повторно.
Уголовное наказание (2 года тюрьмы) или штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительные или обязательные работы. грозят за третье аналогичное нарушение. Статья 264.2 УК РФ.
КОНФИСКАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ
Теперь предусмотрена конфискации транспортного средства, принадлежащего рецидивисту, осужденному за преступления по статьям 264.1, 264.2 и 264.3. Уже несколько автовладельцев в 2022 году лишились своих железных коней.
Удачи на дорогах! Кучеренко Николай, редактор Автораздела