Мощность двигателей транспортных средств во всем мире измеряют в лошадиных силах и киловаттах. С появлением автомобилей и паровых двигателей нужно было как-то определять мощность машин. Считается что первым меру "лошадиная сила" применил шотландский изобретатель Джеймс Уатт. С 1882 года лошадиная характеристика моторов применяется официально по всему миру. Уайт сравнивал с силой лошадей свои паровые машины, чтобы показать сколько лошадей они могут заменить.
В 18 - 19 веках в Великобритании лошадей использовали на угледобывающих шахтах для подъема людей и угля. Пара коней вытягивала с помощью каната бочку объемом от 141 до 191 л (примерно 1 баррель или 172,4 кг) со скоростью 2 морские мили/ч (3,6 км/ч). Уатт вычислил показатель лошадиной силы исходя из этих данных. У него получилось 380 фунтов на 98,4 футов/мин или 846,4 Вт. Округлив расчеты и приняв массу груза, который должна тянуть одна лошадь со скоростью 1 м/с, равным 75 кг, получается примерно 735,5 ватта.
Именно к такому значению принято приравнивать лошадиную силу. Ее также иногда называют метрической, хотя в метрическую систему единиц она не входит. В США и Великобритании лошадиную силу также приравнивают к 745,7 Вт (так называемая механическая). Она равна 1,0139 метрической силы.
Пример. Двигатель Лады "Гранта" имеет мощность 87,02 л. с. или 64 кВт.
Единого обозначения и написания лошадиной силы нет. На разных языках она пишется по-разному. На русском - л.с., на английском — hp (от horsepower), на немецком — ps (от pferdestärke), на французском — ch или cv (от cheval-vapeur).
Кучеренко Н., руководитель Автораздела